Нигаматовский сельсовет муниципального района
Баймакский район Республики Башкортостан

О сельском поселении

Общие сведения

Страна

Россия

Субъект федерации

Башкортостан

Муниципальный район

Баймакский

 

Сельсовет

 

Центр муниципального образования

Нигаматовский, дата образования 20 марта 2009 года(после реорганизации)

 

 

село Нигаматово

Автомобильный код

02, 102

Национальный состав

башкиры

Часовой пояс

UTC+6

Почтовый индекс

453657

Координаты

 

 

 

Координаты: 52°47′22″ с. ш. 58°02′56″ в. д. / 52.789444° с. ш. 58.048889° в. д. (G) (O) (Я)52°47′22″ с. ш. 58°02′56″ в. д. / 52.789444° с. ш. 58.048889° в. д. (G) (O) (Я)

 

Население

 

 

 

3115человек (2012), Население:  3115 человек, в том числе пенсионного возраста- 604 человек

трудоспособные граждане- 1521 человек,

дети – 990 человек

 

«Эрзя» знают и в Финляндии

Старинное мордовское село отметило свой юбилей

Торжества по случаю 270-летия села Каменка начались с долгожданного радостного события: открытия не одного, а даже двух мостов. В какие только инстанции не обращались местные жители по поводу реконструкции дороги, осложнявшей им жизнь. Из-за крутого спуска, несоответствия старых мостов требованиям безопасности движения автотранспортники отказывались пускать маршрутный автобус до расположенного на границе с Оренбургской областью населенного пункта. В течение долгих лет людям приходилось преодолевать несколько километров пешком, чтобы подняться на высокую гору и уехать в райцентр. Обращения к президенту республики, депутату Государственной Думы Эрнсту Исаеву, ходатайства районного руководства по решению насущной проблемы каменцев в конечном итоге дали результат: три года назад было получено добро на приведение дорожного полотна в соответствие Госстандартам. В итоге дорожники и мостостроители освоили свыше 50 миллионов рублей. Ими было перелопачено свыше 40 тысяч кубометров грунта.

Фольклорный ансамбль «Эрзя».

Встретить гостей, приехавших на юбилей старинного мордовского села, собралось чуть ли не все местное население. Глава администрации СП Нигаматовский сельсовет Ирина Шишкина поблагодарила руководство республики, муниципального района за хороший подарок к знаменательной дате. Поздравили селян глава муниципалитета Наиль Гатауллин, депутат Госсобрания — Курултая РБ Раис Саубанов, директор ООО «Мостострой» Сергей Безденежных, заместитель председателя Республиканского мордовского национального центра Алевтина Карпова. После того, как движение по мосту было открыто, все направились в разукрашенный разноцветными шарами, лентами социально-культурный центр. В зрительном зале буквально яблоку негде было упасть. Вместе с ведущими вечера несколько поколений потомков эрзя век за веком, год за годом перелистали страницы истории родного села. Оказалось, что драматических событий в нем был немало.

Здесь когда-то был монастырь…

Почти три века назад, в 1740 году, в эти края, богатые лесами и черноземами, прибыли ходоки из Самарской губернии. Двое крестьян, Тремазов и Трякин, выходцы из села Большая Каменка, купили участок земли у местных башкир и стали его благоустраивать. Следующим летом в долине реки Пря появилось еще несколько домов переселенцев. Желая сохранить память о родных местах, обжитое место новоселы назвали Каменкой. Село разрасталось, и к концу девятнадцатого века в нем насчитывалось уже более пятисот дворов. А в 1911 году в окрестностях Каменки появился женский монастырь. Вернее, это была Владимирская община при Сергиевском женском монастыре, существовавшем в Белебеевском уезде. Средства на содержание общины монахини зарабатывали сами. По воспоминаниям очевидцев, хозяйство у монастыря было большое: имелись пашня, сенокосные угодья. В общине держали скот. Жизнь текла размеренно, в трудах и молитвах. Игуменья, матушка Кетеван, по национальности была грузинкой. Худенькая, черноглазая женщина с тонкими чертами лица говорила тихо, но все слушались ее, уважали. Имея фельдшерское образование, она лечила сельчан. Монастырское житье-бытье проходило не за глухими стенами. Здесь всегда были рады помочь тем, кто приходил со своей болью и нуждой. Разразившийся в 1921 году голод сдвинул массы людей с обжитых мест. А тут еще тиф. Каждый день кто-нибудь обращался в монастырь за помощью. Многих спасла тогда от смерти игуменья со своими помощницами-сестрами. Монахини лечили и трахому, которая распространена была в мордовских и чувашских деревнях. Они учили местное население читать и писать.

В 1928 году пришел конец тихой, размеренной жизни Владимирской общины. В Каменке первыми в районе создали коммуну. Вот как описывает в воспоминаниях те события племянница матушки Кетеван Клавдия Попова, служившая затем в Уфимской епархии: «Коммунары забрали все: скот, зерно, продукты питания. Вели они себя развязно: пели, плясали под гармошку. С болью в душе и с плачем покидали общину монахини. Кого-то из них приютили родные, кого-то просто сердобольные люди. Первой провожали матушку Кетеван. Кругом стояли люди и плакали. Что было потом? На какое-то время монастырские здания заняла та самая коммуна «Ут-Шанза». А потом постройки Владимирской общины разобрали по бревнышку и перевезли в Каменку, в Бижбуляк. Судьба многих монахинь сложилась трагически. Почти все они, кто раньше, кто позже, были арестованы, отсидели по 10 лет, а то и больше в сталинских лагерях».

Говорят, что жизнь со временем все расставляет по своим местам. В нескольких километрах от Каменки, на опушке леса, где стоял когда-то женский монастырь, установлен крест. Недалеко от него из-под земли бьет святой источник, куда приезжают паломники из самых разных уголков России. Местные жители подробно объясняют приезжим, как проехать к колодцу с живительной водой. Даже в лютые морозы и сильные метели дорога к нему всегда открыта.

Не менее драматична и судьба церкви святого Дмитрия Солунского, построенной здесь еще в конце ХVIII века. Храм стоит в самом центре села, на пригорке, потому сверкающие на его куполах кресты видны издалека. За всю историю в Каменке случилось два сильных пожара. Последний из них, в 1913 году, охватил и здание церкви. Всем на удивление, оно уцелело, хотя от домов, стоявших поблизости, остались лишь руины. С созданием коллективных хозяйств в 30-х годах прошлого века церковь закрыли: с заколоченными дверями она простояла до 1953 года. После смерти Сталина здание вернули прихожанам. Семь лет там проводились службы, затем храм снова был закрыт. Три десятилетия в нем размещались сельский клуб и библиотека. С началом перестройки церковь святого Дмитрия Солунского была отреставрирована и с тех пор является духовным центром всей округи.

Каменка — село крепкое

О том, что мордва из племени эрзя жила зажиточно, говорят данные переписи, которая проводилась после Октябрьской революции. К началу тридцатых годов прошлого века в селе проживало около 2700 человек. Большинство семей были многодетными. В каждом дворе держали по несколько десятков голов скота. Каменцы славились как земледельцы и пчеловоды.

Среди репрессированных в тридцатые годы очень много местных жителей. Напротив почти каждой фамилии значится: «вмн» — высшая мера наказания. Гости, прибывшие на юбилей села, побывали в школьном музее, на выставке, посвященной 270-летию села, подметили, что местная ребятня многое знает о своих предках. Это неудивительно: знание своей родословной здесь передают из поколения в поколение. К примеру, Никита Миронов, ученик девятого класса Каменской средней школы, древо рода не зря представил в виде подсолнуха, разбитого на соты.

— Еще мой прапрадед Максим был пчеловодом. В тридцатые годы его признали кулаком и репрессировали. После него пчелами занимался его сын Григорий. Большую пасеку имел дед Павел, у него перенял опыт мой отец, Петр Павлович. После окончания школы я собираюсь поступать в аграрный университет. Хочу стать пчеловодом. Сейчас у нас более ста ульев. Летом я практически один дежурил на пасеке. Поймал 38 роев, — увлеченно рассказывает парнишка, удостоенный президентской стипендии за отличную учебу.

В школьном музее хранится немало материалов об истории бывшего колхоза «Заветы Ильича», передовиках производства, ветеранах войны и труда. Отдельный стенд посвящен знатным землякам, живущим вдали от родных мест. В их числе — единственная в республике женщина — капитан речного судна Елена Уткина. В настоящее время в Каменской школе обучается свыше ста детей. Среди них немало одаренных ребят, которые, как и Никита Миронов, еще и хорошие помощники родителям в домашнем хозяйстве. Село это и сегодня зажиточное. И, заметьте, самое «молочное» во всем районе. Ежегодно Нигаматовский сельсовет занимает первое место по заготовкам молока у населения. Молокосборщик Анатолий Волобоев признается лучшим среди коллег. За десять месяцев 2010 года он, в частности, собрал 105 тонн продукции в частном секторе.

По жизни — с песнями

Мордва — народ прямой, трудолюбивый и хлебосольный. А еще очень певучий. Фольклорный ансамбль «Эрзя» — визитная карточка муниципального района. Творческий коллектив, основанный еще в 1953 году, — неизменный участник всех культурных мероприятий в районе, призер республиканских конкурсов народного творчества. Безо всякого музыкального сопровождения местные исполнители могут перепеть и Бабкину, и Кадышеву. Слушаешь их сильные голоса, и будто окунаешься в далекую старину. В репертуаре ансамбля есть народные песни, которые знают лишь местные жители. За последние годы село посетило немало собирателей фольклора. В 1995 году побывала гражданка Финляндии, преподаватель Мордовского государственного университета Мэрия Соло. Она подробно изучала быт, обряды племени эрзя, записывала старинные песни. Не раз сюда приезжал академик Международной академии телевидения, член Международной организации финно-угорских журналистов Валерий Хилтунен. Он изъявил готовность помочь талантливой молодежи в жизненном становлении.

Много открытий сделала для себя на состоявшемся празднике заместитель председателя Республиканского центра мордовской культуры Алевтина Карпова. Ее, в частности, заинтересовало творчество Виктора Егорова, художественного руководителя Каменского СДК. У этого обаятельного, одаренного парня, дипломанта смотров народного творчества, есть все шансы стать звездой мордовской эстрады.

Юбилейные мероприятия, безусловно, дали новый импульс в развитии села с богатой историей и традициями. Местные жители верят: свое 300-летие Каменка встретит еще более ухоженной и процветающей.

Римма СУЛТАНОВА. Баймакский район.

07.12.10

http://www.agidel.ru/?param1=20923&tab=29